Поездка в мой любимый город Санкт-Петербург. Посещение Эрмитажа. И на сайте Любови Михайловны нахожу задание к посещению Эрмитажа
http://www.popova-art.ru/index-23.htm. «Всем, кто едет в Санкт-Петербург и планирует посетить Эрмитаж, предлагаю выполнить задания, которые позволят отточить вашу реакцию на отдельные элементы структуры художественной формы, тем самым приблизиться к цельному восприятию образа и формированию чувства стиля. Приветствуется дополнительный самостоятельный выбор произведений для восприятия.
Подготовьтесь к поездке. - Найдите в Интернете материалы по произведениям, которые есть в задании. - Просмотрите записи, которые вы делали во время наших занятий, касающиеся процесса восприятия.
-Вспомните, что восприятие начинается с внимательного рассматривания. Не спешите. Замечайте нюансы. -Учитесь прислушиваться к Вашей реакции.
-Учитесь задавать правильные вопросы, которые стимулируют Ваш отклик на произведение искусства.
Обязательно фиксируйте все этапы Вашего восприятия в творческий блокнот.»
от себя хочу отметить: очень удобно: на сайте самого Эрмитажа посмотреть заранее карту музея, чтобы знать в каком зале экспонируются, картины из задания Любовь Михайловны. (для этого в строке Поиск вводим фамилию необходимого художника, находим интересующую нас картину, и нажимаем на кнопку «Показать на карте» Пример: Эль Греко. Апостолы Пётр и Павел (голубым цветом выделен зал, где находится картина)
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/trip-planner-map-view/?lng=ru&roomToShow=B40_F2_H240)
Итак:
1. Задание.
Сравните восприятие двух произведений: Эль Греко (Доменико Теотокопули) "Апостолы Пётр и Павел" (2 этаж зал 240) и Пантоха де ла Круус Хуан. " портрет Диего де Вильямайора" (2 этаж зал 240)
Эль Греко "Апостолы Пётр и Павел"
О картине из источников.
-Петр и Павел, два верховных апостола Христианской церкви, два столпа христианской веры, являли собой и две противоположности. Петр был простым неученым человеком, уверовавшим в Христа во время одного из Его чудес. Он трижды отрекся от Него, искренне раскаялся, был прощен и утвержден верховным апостолом Самим Христом. Павел же родился в богатой семье, был образованным иудеем, поначалу преследовавшим христиан. Однажды по пути в Дамаск его ослепил Христос, после чего, приняв учение Иисуса, он прозрел и стал проповедником христианской веры.
-существует несколько работе Эль Греко с изображениями апостолов "Апостоладос" 1605-1610 и 1610-1614гг.
Манера живописная. Прочитав маленькую книгу об Эль Греко. в его работах отметила для себя: 1.Мазок четко не прописывает детали, и он какой-то особенный (ни как не могу сформилировать эту индивидуальную особенность). 2 кисти рук, очень изящно (я бы сказала -женственно) написаны. Удлинные пальцы 3. Искажение пропорций человека. В то время такое искажение пропорций называли Маньеризм.
О картине. первое, на что обратила внимание на композицию, элемент светлой стены(колонна?) делит картину на две части, в каждой из которых размещен Апостол со своим характером. Уверенная поза Павла, который стоит с прямой спиной и опирается на книгу... и собранная Поза Петра, который как бы украдкой смотрит.
Хуан Пантоха де ла Круус. портрет Диего де Вильямайора
Манера линеарная. В сравнении с «Апосталами» четко прописаны все детали доспехов и их натуралистичный блеск, воротник Раф (воротник из туго накрахмаленных (уложенных в мелкую складку) кружев или ткани, вошедший в моду почти во всех европейских странах с начала 16 столетия. От туго обхватывавшего шею и к середине столетия он достигал такого размера, что голова казалась лежащей на блюде) также очень четно выписан. Воспринимаешь линии доспехов и тело выпрямляется, принимая горделивую позу.
Уверенный взгляд молодого человека, и воротник (выбраны такие размеры и ракурс), что придает образу более устрашающий вид. Для сравнения необходимо просто поднять глаза выше на портрет Маргариты Альдобрандини (Эрмитаж), воротник придает некую нежность и складывается ощущение, будто головка женщины парит на дымчатом облачке…
Бартоломе Гонзалез. Портрет Маргариты Альдобрандини
О картине (портрет Диего де Вильямайора) из источников в интернете:
Талант художника особенно проявился в области парадного портрета времен Габсбургов. Придворный живописец не должен был исследовать эмоции и передавать внутренние переживания изображенных на его полотнах людей, которые вальяжно позирую, показывая свое высокое положение и богатство.
-на картине изображен 17-тний юноша из знатной семьи, изящные доспехи из вороненой стали с золотым орнаментом и воротнике Раф, признаком светского костюма, одетого для появления при дворе, а не для военных походов. На груди висит рыцарский орден Алькантара. !!! В портрете отражена вся аристократическая Испания времен Филиппа III Габсбурга.
2. Задание.
Что Вы чувствуете при эмоциональном отклике на произведения: Чима да Конельяно, Джованни Баттиста. "Благовещение" (2 этаж зал 217) и Клод Моне. "Дама в саду Сент-Адресс". 1867. (здание главного штаба, 4 этаж)
Чима да Конельяно, Джованни Баттиста. Благовещение; (2 этаж зал 217)
Первое, что бросилось мне в глаза, так это напряженно прижатая рука ангела к груди.
Пытаюсь воспринимать, не могу определить эмоции... ухожу в другие залы... смотрю другие полотна, возвращаюсь, вспоминаю из лекций ... "отклик в теле" и понимаю, что чтобы почувствовать эмоцию мне необходимо воссоздать в себе данный жест, прижимаю руку к своей груди повторяю позу слегка наклоненное, т.к. движение стремительное (сильно развивающийся рукав голубого платья) и вдруг мое тело пронзает множество мелких молний... и я понимаю (может быть) ангел несет же благую весть о рождении младенца, но в последний момент замирет (стеклянный взгляд в никуда), хватаясь за грудь, т.к. грудь скована и воздух не проходит, и ангел видит, что ожидает ребенка (распятие Иисуса). Мелкая дрожь пронзает все тело, повторяясь в трепещущих мелких складках одеяния и волосах (кудрях) ангела.
Но при взгляде на Марию... Видим совсем другие чувства... спокойствие, которое повторяется в складках одежды ... и такой жест будто бы она тоже знает, что ожидает младенца, но жестом руки пресекает ВСЕ скорбные и печально-ужасные мысли…
О картине из источников в интернете:
- в начале ХIХвека картина оказалась в Москве в коллекции князей Голицыных, обладавших одним из крупнейших;
- картина перенесена с дерева на холст в 1873 эрмитажным реставратором А.Сидоровым;
- !!!на картине изображено внутреннее убранство (Италия конец 15 века 1495г.) богатого венецианского дома;
- тщательность и РЕАЛЬНОСТЬ в проработке деталей, повествовательность сочетается с символикой. По верху кровати надпись на древнееврейском:"Се, Дева во чреве приимит и родит Сына" (Книга пророка Исайи, 7,14);
- картина была центральной частью триптиха, находившегося в одной из капелл венецианской церкви Санта-Мария деи Крочифери.
Филиппино Липпи 1457-1504 "Благовещение" (Эрмитаж)
Здесь другие чувства Ангел преклоняется пред Марией с уважением, а Мария руки сложила, но вывернула и это не напряженный выворот, а мягко ручки сложила и сидит такая простушка.
Франческо ди Симоне да Сантакроче. Благовещение. 1504. (выставка летом 2014г. в Пушкинском музее)
2.2.Клод Моне. Дама в саду Сент-Адресс. 1867. (здание главного штаба, 4 этаж)
Манера: живописная. Детали не прорисованы. Впечатление: если "Благовещение" восприятие было более понятно, то в этой картине для меня сложнее. Какие чувства, какие эмоции, если импрессионисты передавали "впечатление"... Так, что же в этой картине?! Начинаю воспринимать... Летный Жаркий день. Картина застыла в палящем зное, быть может кроны деревьев и обдувает ветерок, но только кроны! Внизу ветра нет! Давящая жара застыла на картине. Дама, в одиночестве прогуливается по саду от вернувшись от зрителя (время прогулки - по отбрасываемой тени - либо около 10.00 либо ближе 15.00), как холодное приведение в сочно цветущей зелени и складывается грустное впечатление.... по композиции картина интересна, не вписывается в правило золотого сечения 3/4! Но это нарушение правила, создает для глаз зрителя продолжение неспешного движение дамы по саду. Если бы Моне изобразил даму правее хоть на 5см, то общая композиция картины перестала бы такой притягательной для взгляда.
О картине из источников в интернете:
- картина относится к начальному периоду импрессионизма и ранним работам Моне (изображение пейзажей с людьми, в более поздних своих произведениях Художник совершенно отказывается изображать людей);
- в картине изображена Дама, одетая по моде 1867г.;
- одно из описаний сюжета картины: "Дама и дерево расположены художником на одном уровне, что показывает его желание приравнять природу и человека, сказать, что они едины и потому оба прекрасны. Лицо Дамы не видно и это правильно. Природа безлика, она в каждой травинке, и в каждом цветке, а также и в женщине, гуляющей под зонтиком.
3. Задание. Сравните Вашу реакцию на линеарную манеру раннего Ренессанса и на произведения Рубенса. Что происходит с Вами, какие эмоции, какие чувства, возникают внутри Вас? Связано ли это с живописной манерой художника?
Представленные в Эрмитаже полотна, относящие к раннему Ренессансу, для себя Я разделила на категории:
1. Иконы, характерный золотой фон, на котором изображена Мадонна.
Мадонна с младенцем. Лоренцо ди Никколо Джерини Италия XIV-XV века
Мадонна с младенцем. Бернардино Фунгаи. Италия XV век. Эрмитаж.
ФРА Беато Анджелико Мадонна с младенцем
ФРА Беато Анджелико Мадонна с младенцем, Святым Домиником и Святым Фомой Аквинским
Характер мазка и теней таков, что создаются впечатление восковых фигур. Сияющие цвета одежд - особенно в полотне Боттичини.
Рафаэлло Боттичини. Поклонение младенцу Христу со св. Варварой и св. Мартином. 1512. Холст, масло, переведена с дерева.
Гандольфино да Рорето. Поклонение младенцу Христу
Хотя в картине Мадонна Литта. Леонардо да Винчи
более натуралистично прописано, но все равно свето-тень написанная около лика Мадонны и младенца, как легкая дымка. При восприятии этой картины не сдержала слезы, т.к. Леонардо удалось так искусно передать одно из самых прекрасных чувств женщины - материнскую любовь. Ту нежность и умиротворение, с которым Мадонна смотрит на младенца. Не оставила меня равнодушной.
С точки зрения Истории моды картина интересна тем, что нижнего белья раньше не было, и Мадонна использует не специальный бюстгальтер для кормления Младенца, а в ее одежде имеются две вертикальные прорези со шнуровкой.
Воспринимая Характер мазка и теней на полотнах Рубенка, ощущаешь некую рыхлость! Тела женщин и мужчин рыхлые, пышущие жизнью.
Рубенс... Мое первое знакомство с работами Рубенса П. состоялось еще в школьные годы, когда в школьную программу по МХК входило посещение Пушкинского музея и Эрмитажа. И его работы не произвели особого впечатления. (Впечатляли: «Демон сидящий» Врубеля (Третьяковская галерея-Москва), и «Последний день Помпеи» К.Брюлова (Русский музей-Питер). И вот лето-осень 2014г. в Пушкинский привозят Рубенса… И я проникаюсь его творчеством, у меня происходят какие-то попытки восприятии…
Рубенс П. «Марс и Рея Сильвия» (выставка в Пушкинском Музее осень 2014)
Восприятие: Марс- такой огромный, мужественный, крепкий, мощные руки, шея, плечи, ноги. Он страстно пылающий «желанием» (красный плащ за спиной усиливает это визуальное впечатление), но без зверского животного вожделения, а со взглядом мужчины, сердце которого пронизила стрела Амура, как любовь с первого взгляда, так АККУРАТНО и МЯГКО прикасается к Сильвии. А Она, понимая всю безысходность и предстоящие «событие»… (ведь Она - жрица в храме Весты, давшая обед целомудрия) отклоняясь от Марса взывает молящим взглядом: «Прошу тебя, остановись». Завораживает, как Рубенсу удалось передать… как в одном человеке сочетается разрушительная мощь, ведь Марс-Бог войны, и прекрасное чувство, которое заставляет Марса отложить свой шлем и забыть о сражениях.
Далее, мне представляется возможность в Эрмитаже посмотреть Рубенса, где целый зал посвящен ему.
Рассматриваю его работы и понимаю, что мне близка тема в его картинах взаимоотношений мужчины и женщины в разных картинах эти взаимоотношения разные…
Рубенс П. «Союз Земли и Воды» (Эрмитаж)
Здесь женщина как-бы с некой пренебрежительность смотрит на мужчину, с мыслями: «очередной мне о любви рассказывает»
О картине из источников:
На картине изображена аллегория союза Земли, которую олицетворяет богиня Кибела, с рогом изобилия и Воды, в виде морского бога Нептуна, полного энергии и силы. Над ними с крыльями - Виктория, она возлагает золотую корону на голову богини. Современники Рубенса считали, что художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог - залог и символ процветания Фландрии.
Рубенс П. «Таврикий и Лукреция» (Эрмитаж)
А здесь (если сравнивать с картиной «Марс и Рея Сильвия») Таврикий нахально дерзко желает своего, а во взгляде Лукреции возмущение, и мысли, что будет защищать свою честь до последнего!
О картине из источников:
Сюжет полотна взят из истории Древнего Рима. Здесь изображен ключевой момент в истории Рима - переход от царской формы правления к республике. Секст Таврикий, сын царя возжелал жену римского патриция Лукрецию, пробрался к ней в дом и изнасиловал.
Лукреция не смогла вынести позора, рассказала все мужу и заколола себя на его глазах. Жители Рима были так возмущены этим, что свергли царей и установили республику.
Рубенс П. «Венера и Адонис» (Эрмитаж)
Здесь и вовсе все наоборот, это Венера желает Адониса, а он ее отталкивает… даже ангелочек пытается задержать Адониса, уцепившись за его бедро…
Рубенс П. «Венера и Марс» (Эрмитаж)
Здесь… Венера полна нежности, она пытается приголубить изнеможенного (возможно сражениями) Марса, а Марс и не сопротивляется, а постепенно расслабляется и забывает о былом… Рубенс изобразил здесь Венеру, как настоящую женщину, которая ждет своего мужчину с «работы», не упрекая и «не пиля» «почему так долго не возвращался и прочее», а с полным изобилием в еде (в нижнем правом углу-кушанье), любовью во взгляде, покоем и умиротворением, которого так не хватает мужчине в боях. И это чудесно, когда дома мужчину ждет любящая супруга.
Сравнивания Ренессанс и Рубенса, вспоминая из лекций БИС-1 "Ренессанс - покой в движении" и действительно покой в некоторых картинах присуствует но, ни как в этих:
Якопо Дель Селлайо Оплакивание Христа св.Франциском и св.Иеронимом
Мантенья. Мертвый Христос
Горе, которым поглощена мать Христа - очень сильные сильные эмоции
Рубенс. Христос в терновом венце
или сравнивая...
Франческо Франча . Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Лоуренсом
Рубенс. Коронование Марии